•      Войти
  • Пять 5 фактов о технодайверах, которые должен знать любой дайв-центр.

    Пять 5 фактов о технодайверах, которые должен знать любой дайв-центр.

    В фейсбуке мне попалась статья. С моей точки зрения — или переводивший статью умудрился извратить ее изначальный смысл до неузнаваемости или автор писал сочинение на вольную тему, но не о технодайвинге. Мои соображения я выделил синим. Ссылка на статью здесь
    Пять 5 фактов о технодайверах, которые должен знать любой дайв-центр. Иной взгляд.

    Любой дайв-центр может предоставлять различные услуги для технических дайверов, вне зависимости от того, являются ли его сотрудники профессионалами или любителями в этой области.
    Если дайвцентр не является техническим, то есть — заточеным на предоставление услуг технарям, и имеющим в своем составе технического гида/инструктора/газблендера — то есть четкое понимание того в чем, куда и как нырять — лучше даже не пытаться дуть щеки.

    Привожу список 5 самых важных фактов о технодайверах, которые могут быть полезны дайв-центрам. Позиции расставлены в произвольном порядке.

    1. Заправка баллонов смесями должна быть точной
    Неоспоримо.Ровно так же должно быть и в рекреационном ДЦ. Иначе это не дайвцентр, а “левый компрессор”, у руля которого стоит заправщик, которому абсолютно фиолетово на то, чем он занимается. Вы все заполняете журнал контроля смеси, беря баллон в дайвцентре? А перед дайвами на сафари? Я знаю, что половина забывает заполнить, а половина забивает на это вообще. Нафиг! Они ж на воздухе ныряют!

    Технодайверы со снаряжением открытого цикла просчитывают состав смеси так, чтобы он был оптимальным на максимальной глубине. Смесь с большим процентом кислорода не подойдет, так как мы не сможем ей воспользоваться на максимальной глубине. Смесь с недостаточным процентом кислорода помещает выполнению нашего декомпрессионного плана, хотя в этом случае мы по крайней мере сможем перепланировать погружение. Однако мы не всегда можем менять глубину дайва! Поэтому, если я прошу заполнить мою спарку смесью EAN28, я хочу именно EAN28, но если придется применять погрешность в +/- 1%, я предпочту 27%, чем 28%!
    Смеси тримикса более сложные…мы это понимаем. Но, по аналогии со смесями найтрокса, мы предпочтем, чтобы кислорода в смеси было чуть меньше, но ни в коем случае не больше. С другой стороны, лучше, чтобы гелия было больше, а не меньше. Если гелия будет недостаточно, может наступить наркоз; если же гелия будет больше, в самом худшем случае нам придется увеличить время декомпрессии, а это не конец света. Этот принцип особенно важен для ребризеров замкнутого цикла, так как из баллона поступит дополнительное количество кислорода, если в смеси его не хватает, но дополнительному гелию взяться неоткуда, а для управления этими машинами нам нужны свежие головы!

    Я не провожу курс, поэтому эти вышенаписаные объяснения тут ни к чему. Пропустим.
    Остановимся на том, что в херовом дайвцентре могут предложить стальные баллоны с сетками и башмаками в виде стейджей, обвязки будут отрегулированы и собраны непонятно как. Стейджевый регулятор предложат перекрутить из обычного прокатного. V-груз в спарку? Не, не слышали. Обо всем этом и о том, какой должен быть манифолд на спарке и как должны быть расположены кольца рассказывают на курсе adv nitrox. Welcome.
    Но еще раз остановимся на анализе газов.

    Анализ смесей должен быть достоверным. Купите хороший анализатор с первой ступенью, чтобы следить за расходом газа, и убедитесь, что его легко настраивать и что все элементы можно заменять, когда они выходят из строя. Мой знакомый недавно «настроил» газовую смесь, держа палец у выхлопной трубы анализатора и тем самым увеличивая давление, вследствие чего анализатор показал нужное ему значение!!! Как тут можно не злиться!!!
    Вечером — дайвплан — газы — газблендер. Утром — анализ газов -запись в журнал журнал — идем нырять. В дайвцентре есть Helium анализатор и обычный, кислородный. С нормальными датчиками и живыми батарейками.

    2. Сервисное обслуживание регуляторов – довольно щекотливая тема.
    Тема простая. Если ты сервисный инженер — ты имеешь все необходимое для обслуживания регуляторов. И какая разница в том, какой длины и в какую сторону выведены шланги? Идет речь о техническом обслуживании регулятора, а не конфигурации системы.

    Многие технодайверы могут самостоятельно следить за состоянием регуляторов, но большинство из нас принесет их на обслуживание в дайв-центр, потому что так проще. Однако не стоит из-за этого относиться к нам как к новичкам. Узнайте у нас, что мы хотим и что вам необходимо сделать. Например, почему бы не предупреждать, что загубники и шланги износились и их нужно поменять? У многих технодайверов дома есть запасные части, и они с радостью поменяют загубники самостоятельно, так что если вы заранее об этом скажете, они смогут решить этот вопрос или по крайней мере будут знать, за что нужно будет доплатить. Нам не нужно заменять протекторы для шланга; если мы их убрали, значит, они нам не нужны. То же самое относится к чехлам для измерительных приборов и другим пластиковым побрякушкам! Если есть какие-то разрешенные загубники или другие детали не от производителя, которые вы хотите/вам нужно поменять во время обслуживания, обсудите это с нами, когда мы приносим снаряжение.

    В идеале дайв-центр сначала производит осмотр и объясняет, что нужно поменять (включая все, что не входит в стандартный пакет услуг), этакий автосервис, и потом дайвер дает зеленый свет. После завершения обслуживания проверьте, что вернули нам наши собственные клапаны первой ступени, а не первые попавшиеся с рабочего стола, и что все новые кольцевые прокладки, мембраны и проч. поставлены на место или переданы нам для самостоятельной замены. Также мы бы хотели получить мешочек с замененными деталями – это придает ощущение тепла и уюта, то есть так спокойнее. Я надеюсь, не нужно говорить, что комплект должен быть точно таким же, каким мы его вам сдавали.

    Вот этот абзац, что выше. Если кто-то делает не так — это не сервис регуляторов. Это переборка на коленке дядей Васей, потому что он так придумал. У него дешевле. ЭТО НЕ СЕРВИС!

    3. О дайв-суднах.
    Давайте назовем это дайвбот? Яхта, RIB….
    Если на вашем судне не хватает места для технического снаряжения, не предлагайте его в аренду – ведь у нас будет много больше одного баллона (да, гораздо больше). Если мы собираемся на технодайв, а вы проводите рекреационные погружения, дайте нам знать: возможно, максимальное время погружения – один час, а глубина сайта не превышает 30 метров. Зная все это, мы сможем принять взвешенное решение — присоединяться к вам или нет.
    Технодайверам нужна информация о месте (местах) погружения для планирования своих дайвов. Информация нам нужна как можно раньше, чтобы подбирать смеси, поэтому продумывайте расписание заранее.
    Все не так. Технодайверы не приезжают на дайвкурорт и, попивая пиво/виски и глядя на закат соображают — “А бля не нырнуть ли мне завтра технонырялку куда-нибудь на соточку в пещерку?” Открою великую тайну: рекреационные дайверы ездят отдыхать и куда-то понырять, а технические едут изначально понырять в очень конкретное место и с очень конкретными целями. Они еще дома знают, в какие места планируются дайвы. Я уж не говорю о том, что разнырявшись, переходя от глубокой нырялке к мелкой мы экономим гелий добивками и сейчас уже норма — считать фактическую добивку с учетом остатков предыдущего дайва.

    Если у вас не просто дайв-центр, а дайв-курорт, то для привлечения технодайверов у вас должно быть надлежащее место, где можно собрать и оставить оборудование. Некоторые дайв-курорты организуют техно-зоны, что взаимовыгодно как вам, так и нам – с нами не нужно нянчиться, и вы сможете сосредоточиться на рекреационных дайверах, а мы будем спокойно собираться. Та же ситуация с судном, разделенным на две зоны.
    Для привлечения технодайверов на дайвкурорт — он, дайвкурорт должен иметь интересные технические дайвсайты. Зачем мне нырять просто в синьку? Зачем мне нырять техно на риф с рыбами? Четыре часа на 20 метрах разглядывая анемон? Шутите что ли?

    На судне после отплытия мы частенько хотели бы, чтобы нас информировали до того, как мы достигнем места погружения, чтобы начать сборы и проверку снаряжения. Это означает, что брифинг по безопасности и погружению лучше проводить как можно раньше после отплытия, а лучше вообще заранее. Нам не нужна получасовая лекция, когда мы уже полностью одеты и готовы, капюшоны мешают слушать, и с каждой секундой становится все жарче и жарче.

    Учите команду дайвбота. Технический брифинг проводится вечером предыдущего дня.

    Во время погружения нам скорей всего ничего от вас не понадобится, но мы будем только рады сопровождению, если у вас есть опытный техно-гид. Для некоторых погружений нам могут потребоваться ассистирующие дайверы, чтобы помочь во время декомпрессионной фазы. У ассистирующего дайвера может быть много различных задач, о которых нужно договариваться заранее.
    Хочу поглядеть в глаза автору текста, когда ее ребризер начнут затаскивать в RIB за гофру или контрлегкие. Ну или спарку начнут поднимать наверх, схватившись за вторую ступень.
    Команда обеспечения — а при сложных технических дайвах — и саппорт — работают! Вовремя и правильно забирают, приносят и помогают. И обо всем этом договариваются заранее!

    4. Мы хотим совершать покупки!
    Технодайверы обожают ходить за покупками и с удовольствием приобретут что-нибудь новенькое, переступая порог вашего магазина, при условии, что найдут там что-то нужное.
    Нам нравятся:
    Черные вещи – да, это чистейшая правда, поэтому черного в магазине должно быть как можно больше. Компания «Ambient Pressure Diving» представила на выставке «Евротек» черный маркерный буй и доказала нашу любовь к черному, так мы сразу захотели купить себе по такому!
    Изделия из нержавеющей стали высокого качества – никелированная медь это абсолютно другое, и даже не пытайтесь убедить нас в обратном. У карабинов должно быть хорошее сцепление и простой механизм.
    Запасные элементы – кольцевые прокладки, кислородные смазки, стропы (разумеется, черные), запасные веревки для катушек (чаще всего №24), расходные материалы для уринаторов, детали ребризеров, крепежи, D-кольца, карабины, винты и болты… Если ваш ассортимент будет высокого качества, мы будем возвращаться к вам снова и снова.
    Уринаторы
    Сухие костюмы с рок-ботами (угадайте, какого цвета!)
    Ласты Jet Fins. И точка! Это правда 🙂

    Техно-экипировка – супер специализированные крылья, спинки, боковые подвески, регуляторы, фонари, тримиксные дайв-компьютеры для ребризера, деко баллоны и т.д. Если вы не специализируетесь на технодайвинге, и таких вещей в продаже у вас нет, лучше скажите нам правду, не обманывайте, — вам зачтется.
    Дайв-экипировка – классные футболки, рубашки, шапки, перчатки и даже пиджаки и куртки смогут выманить наши кредитки из кошелька.
    5. Нам не нравятся:
    Пластиковые карабины
    Компенсаторы
    Всякие держатели, прикрепляющиеся к подвеске (фу, гадость!)
    Различные шнуры для крепления фонарей (еще большая гадость!)
    Нас не интересует сбор барахла, поэтому забудьте про пластиковые боты, протекторы для шлангов, держатели октопуса, подкладки и прочее…
    Разрезные ласты, даже черные!
    Регуляторы типа Yoke, даже для рекреационного дайвинга!

    Если вы – технодайвер, какое обслуживание вы хотели бы видеть в дайв-центрах? Свои мысли присылайте мне на Vikki.Batten@padi.com
    Если вы – представитель дайв-центра, надеюсь, что не спугнула ваших техно-дайверов. Да, мы можем быть требовательными клиентами, но вместе с тем мы также крайне надежные и хотим понырять при первой попавшейся возможности.
    Викки Баттен
    Директор департамента PADI TecRec

    Евгений Криницкий
    Инструктор IANTD #7657

    Мой блог находят по следующим фразам