•      Войти
  • Salzburg und Theoderich

    Salzburg und Theoderich

    Предупреждаю сразу: навеяно всякой героической херней, какую довелось зачитать в книгогазетах и посмотреть по ТВ в последний месяц. Бээээ.
    Кому лень читать всё – в самом конце краткий и правдивый отчет.

    Я всегда говорил, что реклама есть двигатель прогресса.
    Вопрос в другом!
    Сколько этот двигатель потребляет горючего?

    ХХ.ХХ.200Х, г. Ххххххх
    Предприятие: зачеркнуто
    Контактное лицо: зачеркнуто
    Телефон: +зачеркнуто; +зачеркнуто Факс: +зачеркнуто
    Объявление: Незабываемы впечатления от морских путешествий на суперлайнере ХХХХХХ. Высококлассный сервис, полноценный отдых. Почувствуйте себя как песок в Карибском море и окунитесь в мир наслаждений и удовольствий. Испания и Португалия, Греция и Италия, Доминиканская республика и Тунис. По следам карибских пиратов и Одиссея, золотоискателей и индейцев проследуете вы, на современном красавце лайнере. Превратитесь на время в первооткрывателя новых земель, освободите чувства и желания и тогда вы поймёте где и как сбываются мечты.
    Как-то прочитав такое объявление я задумался – а не попробовать ли осуществить не только мою заветную мечту, но и тайные желания друзей? Что мешает? Итак – решено! Действуем! Осуществляем!
    Через «завсклад» и «товаровэд» были узнаны точные координаты двух wreck`ов с со-ответствующими поправками касаемо осеннего солнцестояния и кавитации нашего будущего лайнера.
    В течении 10 дней велась обширная подготовительная работа. Удалось познакомиться с доброжелательно настроенным судовладельцем. Были намечены планы и осуществилась связь с разрешительными службами района будущего круиза.
    С каждым днем напряжение нарастало. Приближался час «Х». Лично я в который раз перебирая регулятор, судорожно всматривался в колебания манометра, установленного на порт высокого давления баллона – а хватит ли воздушной смеси для погружения? Ведь дело предстоит нешуточное! А вдруг мы не сможем найти по пеленгу точку и придется тралить грунт в надежде зацепить прочный корпус корабля? А вдруг от удара сдетонируют старые боеприпасы? По рассказам старых моряков такие случаи – не редкость! При этом существует реальная опасность пойти на дно самим. В качестве примера приводили морской «Охотник» и «Santa Fe». Я думаю, что этот трагический случай известен всем.
    Прогнозы внушали опасения. Солнечная активность росла; планктон активизировался и неудержимо размножался в труднодоступных местах; с началом месяца появлялась вероятность того, что из-за лунного цикла приливные течения поменяют направление и мутные воды близлежащих рек, снабжающие пресной водой бассейн акватории предполагаемого квадрата поиска затопленных судов ворвутся неудержимыми потоками. На границе смешения вод течения достигали максимума. Громадные стволы затопленных и вырванных с корнем деревьев представляли опасность для судоходства. Водовороты могли бросить на мель и разбить наш лайнер. Но ничто не могло остановить нас в нашем порыве.
    Команда подбиралась с учетом громаднейшего опыта каждого. Была проведена аттестация на совместимость друг с другом. В четверг 15 сентября, в ресторане одного из членов команды исследователей был назначен контрольный брифинг для всех. Многие не виделись годами и с радостью вглядывались в когда-то знакомые до боли черты… Что же делает с нами время? С годами приходит не только опыт.. Но не будем о грустном.
    Итак, вот они – будущие покорители неизведанного. Что ждет их за толстым слоем мутной воды и за следующим поворотом узкого коридора затопленного судна? Кто сможет вырваться из плена заиленного трюма и выпутаться из висящих ото всюду кабелей и проводов? С тревогой все смотрят друг на друга. Все ли готовы? У всех ли хватит решимости и сил? Созваниваемся с друзьями, которые в силу многих обстоятельств не могут присутствовать лично. Уточняем детали. Все начинают выезжать из разных концов необозримой страны.
    Итак, назначено контрольное время встречи. Первой должна прибыть на место активная группа и уточнить по месту готовность cупердайвлайнера к столь ответственному событию. Дороги назад уже не было.
    Рандеву с судовладельцем был намечен на 9:00 утра. Так как встреча была ответственна и могла повлиять на фрахт дайвбота я решил не опаздывать и прибыл на место в 8:58. Светило яркое солнце и дул легкий ветерок. Утренний бриз, подумалось мне. Главное, чтобы не разыгралась волна, ведь тогда придется пересмотреть наш дайв-план и не только.
    Предстояло знакомство с капитаном и его командой. Думалось о многом. Перед глазами мелькали лица суровых мореплавателей и покорителей океанов. Может быть они поделятся своими воспоминаниями о штормах и крушениях, бессонных ночевках и вахтах под открытым небом?
    Судовладелец с двумя товарищами мчался издалека. Я смог связаться с ним по телефону и выяснил, что время встречи сместилось. Что ж – покоримся судьбе и будем ждать… Наконец черной тенью мелькнул силуэт иностранной машины с красными номерами. Подумалось – они! И действительно, это были они. Мимо отелей и частных гасиенд мы неспешно двинулись к заливу. Шумел камыш. Найдя место на автостоянке, мы наконец-то встретились. Эти мужественные и уверенные в себе люди излучали многое. Не спеша мы поднялись по трапу плавучей гостиницы и перешли на наветренный борт. Открылся изумивший меня вид на бухту и плавсредства. Наш бот стоял ближе всех к выходу из залива, накрытый тентом от возможной непогоды.
    Через некоторое время выяснилось, что капитан внезапно очутился в госпитале и некому будет твердой рукой направить действия слаженной команды моряков. Было принято решение передать управление катером в наши руки. Минутные сомнения одолели меня. Но, посоветовавшись с товарищами я недрогнувшей рукой принял ключи и имущество. Топливные баки были пусты и аккумулятор с трудом провернул вал винта. Завтра утром предстояла бункеровка топливом и ранний отход. Покинув катер мы тепло попрощались с судовладельцем.
    Переночевал в своей гасиенде. О ночи говорить много не буду. Она прошла тревожно. Порывистый ветер раскачивал вековые деревья, звезды мелькали в низколетящих облаках, не давая разглядеть и вспомнить такие знакомые по звездному атласу созвездия. Подумалось – а не позвонить ли ребятам и не отменить поход? Но нет! Вперед – к намеченной цели!
    Тепло и задорно, вместе с первыми лучами солнца мы встретились на площади маленького летнего городка. Он спал и не думал, что вот тут, совсем рядом происходят события, которые могут повлиять на ход истории.
    Нам предстояло перенести по шаткому трапу все оборудование, которое могло пригодиться нам в походе. Топливо, запас питьевой воды и провизия бережно передавались из рук в руки и аккуратно укладывались в трюм. Туда же были погружены сумки с дорогостоящим снаряжением. Баллоны с воздушной смесью стояли на пассажирской палубе, поблескивая натертыми боками под защитной сеткой.
    Переносной GPS и сонар аккуратно уложены в капитанской каюте. От этих приборов во многом зависел успех экспедиции.
    Последний взгляд на берег, рука застыла на кнопке пуска мощного двигателя. Старт! Наш катер мощно завибрировал и раздвигая форштевнем встречную волну начал двигаться вперед. Наш путь лежал по извилистому фарватеру и временами казалось, что мы вот-вот сядем на мель.
    Благодаря искусству рулевого и слаженности действий команды мы вырвались в открытое пространства лимана. Предстояло самое сложное – в лавировке обойти рыбацкую флотилию и преодолев бурное течение и водовороты на стыке двух вод, строго придерживаясь фарватера, выбраться под нависающим мостом на морские просторы.
    Иногда казалось – не прорвемся. Волна захлестывала палубу и мотор надсадно ревел за кормой.
    Как только миновали второй поворотный буй, общее напряжение спало и мы поняли, что катер вышел в море. Изменился цвет воды, волна стала более пологой и гордые чайки потихоньку начали отставать от нас. На мостике царила рабочая атмосфера. Ежеминутно проверялись показания приборов, шла настройка системы GPS, от которой мы узнали, что наш ход достиг небывалой скорости 13,8 км/час; если повезет и волна придется точно в корму.
    Была выставлена вахта и назначен ответственный. Начался монтаж системы гидроакустического контакта и обзора. Сложность состояла в том, что датчик необходимо было расположить в строго определенном положении вне зоны кавитации от работы движителя. К тому же необходимо было учесть поправку от соприкосновения нескольких металлов в месте крепления. Но выход был найден! Один из членов лег грудью на интересы и в руках стал удерживать прикрепленный к шесту датчик. Необходимо отметить такое самопожертвование и геройский поступок. Вся команда с замиранием сердца следила за показаниями на выносном экране. Вот появились цифры. Вот кто-то огласил знакомое число… Работает! Шансы найти нужную точку возрастали.
    Нам – туда! Справа на фотографии едва-едва виден берег. Вот так и мы, одни в море. Отдавшись на волю ветра и волн. Умные приборы показывали направление и остаток пути до точки. Идти оставалось 22 километра. Ровный шум работающего двигателя успокаивал, навевая какие-то мысли.
    НО ЧТО ЭТО!? О БОЖЕ!!!
    Двигатель замолчал. Случилось самое худшее. Мы оказались посреди открытого моря. Были проверены все приборы и показания. Контакты и давление. Питание и аккумулятор. Что же случилось? Все задумались… Тут кого-то осенило – КОНЧИЛСЯ БЕНЗИН!!! Все 20 литров куда-то исчезли. Судя по всему – их переработал двигатель. Шансы выжить таяли на глазах. Нас медленно несло течением все дальше и дальше. Было принято решение заправиться из канистры НЗ и попробовать выброситься на берег. А там глядишь – кому-то удаться дойти до людей и вызвать подмогу.
    В неимоверно сложных условиях удалось перекачать топливо из одного бака в другой. Качка усиливала воздействие ядовитых паров, но двое отважных продолжали начатое дело во имя команды. Ведь от них зависела жизнь всех, кто был на судне. И тех, кто мог появиться потом. С трудом победив внутреннее волнение, дежурный капитан повернул ключ «на старт». Жжжж. Ничего не происходит.. Жжжж. Опять тишина. Что же делать? Так недолго посадить аккумуляторную батарею. Принято решение подкачать топливо ручным насосом. Верное решение.
    Мотор был заведен и мы, сделав прощальный круг двинулись в обратном направлении. Предстояло пройти долгий путь до моста, пересечь рыболовецкую банку и сети, найти верный фарватер и пришвартоваться к причалу.
    Скажу без ложной скромности – нам это удалось!
    Потом были долгие прощания, обсуждения будущих планов и обещания обязательно совершить погружение на эти загадочные корабли.

    Краткая справка от подводного клуба «Нептун-Про»
    «Salzburg» («Зальцбург»)
    Немецкое судно постройки 1921 г., вместимость 1742 брт (водоизмещение 2257 т).
    1 октября 1942 г. следовало в составе конвоя, совместно с болгарским транспортом «Zar Ferdinand» в охранении румынских канонерских лодок «Локотенент коммандор Стихи Эуген» («Locotenent Commandor Stihi Eugen») и «Сублокотенент Гикулеску Константин» («Sublocotenent Ghigulescu Konstantin») из Одессы в Сулину.
    С воздуха конвой сопровождал гидросамолет Cant-501z (в некоторых источниках упоминается Arado-196). На борту «Зальцбурга» находились 2300 советских военнопленных и 810 тонн угля. В 14:07 судно было торпедировано советской подводной лодкой М-118 под командованием капитан-лейтенанта С. С. Савина. По архивным данным погибло 6 немецких охранников и не менее 2080 советских военнопленных. Спаслось 16 немцев, 47 румын и 132 пленных. Части военнопленных удалось вплавь добраться до берега.
    История с «Зальцбургом» достаточно загадочная. До сих пор на местах захоронения советских военнопленных, труппы которых вынесло на берег, не установлены памятники. Местные жители, свидетели тех драматических событий, в один голос утверждают, что на погибших были румынские шинели, а в карманах иногда находили румынские паспорта. Большая часть погибших захоронена во рву, на старом кладбище в районе с. Николаевка. Судно в послевоенное время неоднократно обследовалось как профессионалами, так и любительскими клубами. Глубина на месте гибели 13 метров. Возвышение судна над грунтом 8 метров. Транспорт достаточно сильно разрушен. Практически полностью отсутствует надстройка. Кое-где сохранились ящики с 37-мм зенитными снарядами. Последний раз обследовался тольяттинским клубом «Нептун-Про». Интересный объект для дайвинга. Архивные данные о координатах гибели — 45°36’4″Е 30°21’5″N — содержат огромную ошибку в 33 км. Фактические координаты — 45°__.___’Е 30°__.___’N.

    «Theoderich» («Теодорих»)
    Бывшее советское судно Черноморского государственного морского пароходства, затопленное 18.08.1941 г. в Херсоне по приказу советского командования в связи с возможностью захвата немцами. По одной версии это «Херсон» постройки 1912 г., 3409 брт, по другой — «Волочаевка» («Волочаевск»), 3208 брт.
    Пароход был поднят немецкими спасателями и получил название «Theodorich». После длительного ремонта в составе конвоя 12 ноября 1943 г. он вышел в свой первый рейс под германским флагом. Так как время поджимало, мачты не были установлены и лежали на палубе. Конвой, находясь на траверзе Будакского лимана, подвергся атаке советской подводной лодки М-111 под командованием капитан-лейтенанта Я. К. Иосселиани. «Theodorich» получил попадание торпеды в корму, между трюмами № 4 и № 5. Погибло 6 человек. Корабли охранения сняли 60 человек, из них 4 тяжелораненых. Так как глубины здесь небольшие, корма транспорта встала на грунт, а нос возвышался над водой. Немцы предприняли попытку спасти гибнущее судно. Был выслан спасательный отряд в составе буксиров «Schurman-10», «Lobau», «Wagrein» и лихтера «Bruxeles» в охранении БДБ F-448 и сторожевого катера G-3041. Спасти транспорт не удалось. Спасатели сняли 20-мм зенитные автоматы, затворы от 37-мм и 75-мм орудий.
    В послевоенное время судно неоднократно обследовалось как профессионалами, так и любительскими клубами. Последний раз — тольяттинским клубом «Нептун-Про». «Theodorich» лежит практически на ровном киле на глубине 14 метров. Максимальное возвышении над грунтом 8 метров (нос). Корпус замыт в песок на 4-5 метров. На палубе лежат огромные бочки диаметром 6 метров, длинной 8-10 метров, вероятнее всего из-под топлива. Мачты уложены вдоль бортов. В одной из кают обнаружены останки человека. В надстройке находиться склад с 20-мм зенитными снарядами и ящики с радиоэлектронным оборудованием. Корабль интересен для дайвинга. Архивные данные о координатах гибели судна (45°51’3″E 30°17’9″N) содержат небольшую ошибку в 1,9 км. Фактические координаты — 45°__.___’E 30°__.___’N.

    Как оно было, если без прикрас.

    12.09.2005
    В понедельник утром поговорив по телефону с А.Неуровым я услышал предложение нырнуть в районе Сергеевки с резиновой лодки. Типа у него есть координаты, GPS и эхо-лот. Тут я вспомнил о том, что наш знакомый Ярослав говорил о катере, стоящем в том же районе. Типа есть катер, мощный мотор, капитан наготове и все дела-фонарики.
    Обзвонив народ, выяснил, что команда ныряющих может выглядеть примерно так:
    Олег-Сенсей
    Коля
    Юрик
    Женя
    Андрей
    Леша
    Cлава
    Вадим-доктор
    Олег
    Тимоха
    Итого 10 человек. Ярослав сказал, что влезут все и еще место останется. Договорились о контрольной встрече в четверг у Ярослава в бильярдной. Созвонившись и предупредив, что чуток опоздаем мы с Олегом-Сенсеем приехали к 19:30 вместо 19:00. Там уже сидели Леха и Слава. Пили бутылку водки и говорили анекдоты. Коля в этот момент был в Харькове по своим рабочим вопросам, Олег Д. завис на работе, а все остальные вроде как и не собирались сходнячить. Выяснилось, что Слава по причине встречи с какими-то китайцами пойти в море с нами не сможет. Договорились встретиться с ним в субботу утром около катера с тем, чтобы он познакомил меня с капитаном.
    Так как мне нужно было попасть к себе на дачу, то встретиться в 9 утра было совершенно не в напряг. Я выехал из дому в 7:45 и в 8:58 уже был на месте. Начал звонить Славе в 9:10. Дозвонился в 9:50. Оказывается, его сонного провезли мимо и умчались дальше, а он забыл предупредить своих ребят, чтобы они остановились.
    Я успел отвезти жену и сына на дачу, вернулся и увидел подъезжающего Славу. Вместе поехали к заливчику, где стоял его катер. Кругом был камыш и запах болота. Увидев катер, я как-то погрустнел. А узнав, что капитан решил закосить от армии и свалил в больничку я вообще подумал:
    – А не отказаться ли нам от этой авантюры?
    Потом оказалось, что у Лехи есть водные права и опыт вождения, точные координаты Wreck`ов. Погода тоже благоприятствовала. Решили все-таки идти. Слава показал, куда лить бензин и где лежат пустые канистры, какими тумблерами клацать, и сколько масла добавлять в бензин. Мотор оказался марки MERCURI 70 сил, двухтактный c дистанционным управлением. Слава умудрился завести его со второй попытки. Накрыв лодку брезентом и дав мне ключи мы расстались.
    Приехав к себе на дачу я обнаружил пиво, водку, коньяк и много вкуснейшего плова. Объелся и напился так, что лег спать уже в 9 вечера. Дрых как сурок. Проснулся рано.
    Утром я по дороге забрал Олега Д. с пятилитровой банкой красного ирландского пива. В 8:00 мы уже стояли у лодки. Народ как всегда опаздывал. Взяв пустые канистры мы вернулись к месту встречи на площадь. Там уже стоял Леха и Андрей. Олег поехал с ними показывать дорогу, а я двинулся на АЗС. Бензин нужен был Аи 95. А это 4 грн за литр. Всего мы взяли с собой 60 литров бензина, чего со слов Славы должно было хватить «до Турции. Ну до Болгарии-то наточняк!»
    По дороге встретил Колю и Олего-Сенсея. Так вместе и приехали. Быстренько перегрузив барахло на катер мы столкнулись с несколькими проблемами, которые чуть позже успешно решили.
    1.Масло в бензин. Леха смотался в магазин и купил нужное. В местном плавали какие-то куски всякого говна и его было катастрофически мало.
    2.Погранцы и отход. Мы даже номер катера не знали. По совету Славы мы взяли отход до Сергеевки, что 20 км не доходя до нашей точки. «Потому как у них все равно не на чем за вами бегать…» Так что по телефону сообщили на заставе, что мы будем тут, за углом.
    3.Куда рулить, чтобы выйти? Местный «Вася» ткнул пальцем между камыша, сказав, что мы сами по дороге все поймем. Главное – сразу идти в лиман, а не вдоль берега. (Ну мы пузом и мотором по илу и шкреблись, подняв в воздух кучу ила и водорослей. Прикольно.)
    4.Кто будет рулить? Ну, с этим проще – кто ближе всех к штурвалу стоял – тот и будет. Все равно, если нас поймают прав нет ни у кого.
    Всё, рванули в море. Вышли потихоньку, малым ходом. В лимане было очень мелко, так что мы реально винтом подняли кучу ила и водорослей. На пути попалась целая флотилия мудаков на резиновых лодках, которые считали своим долгом прогрести у нас перед самым носом, махая майками. Вышли на фарватер и стали чесать под мост. После того, как прошли мост волна пропала и мы повернули направо, в сторону Лебедевки. Шли недолго, минут 30. Попробовали подключить сонар. Удалось. Показал глубину 9 метров. Только успели расслабить булки, как двигатель заглох.
    На тот момент показания GPS:
    Скорость хода – до 14 км/час
    Пройденное расстояние – 9 км
    Расстояние до цели – 22 км.
    Расход бензина – 20 литров.
    Ну, считать мы все умеем. Хотя были желающие дойти до Лебедевки!!! И там найти бензин. С помощью сноровки и какой-то матери удалось перелить из канистры в канистру 20 литров драгоценного топлива и мы двинулись в обратный путь. Дорога назад прошла без приключений, если не считать того, что бензин опять закончился за 5 метров до места швартовки и Коле пришлось грести шваброй, которую мы использовали для крепления датчика сонара. Так в 12:00 мы уже стояли опять на берегу рядом с машинами и ребята всерьез обсуждали тему переезда на Тарханкут. Хочется отметить, что это у них получилось в полном объеме, но рассказ о двойном погружении на «Цесаревич» не входит в эту главу моей жизни.

    Е. Криницкий ака AmbA.

    Мой блог находят по следующим фразам

    Мой блог находят по следующим фразам